Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Отшельник!

extreme-mtb
Главная » Статьи » Мои статьи

изучение фишек
Начнем с первой задачи. Прыгать только за счет скорости – тупо и бесперспективно. Надо учиться задавать дальность и высоту полета правильным движением и положением своего тела на вылете. Представьте себе камень и наезжающую на него колесо телеги и автомобиля – выше подпрыгнет деревянное колесо, в автомобиле же всю энергию поглотят амортизаторы и резина. Так и в случае с прыжком на велосипеде – вы можете погасить большую часть энергии, самортизировав на вылете руками и ногами(«проглотив» трамплин). Итак, чтобы вылететь дальше и выше – напрягайте на вылете ноги и руки, не давайте им сжаться, когда велосипед пойдет вверх! И вы увидите, на сколько дальше вы вылетите.

Следующим этапом станет рывок велосипеда вверх. Вспомните, как вы качались на качелях в детстве. В нижней точке – приседаешь, а когда качели идут вверх – резко распрямляешь ноги и тянешься вверх, тем самым увеличивая амплитуду. Тоже самое и с велосипедом – попробуйте прижаться к велосипеду при подъезде к трамплину и, заехав на вылет, резко распрямиться, потянув байк за педали и руль за собой вверх (похоже на рывок банни-хопа). Чем сильнее вы дерните велосипед вверх, тем более вертикальной будет ваша траектория, тем больше времени вы проведете в полете и тем вертикальней вам потребуется приземление. И тем меньше нужна будет скорость, чтобы долететь до приземления! Умение управлять своей траекторией в зависимости от расстояния до приземления и скорости очень пригодиться вам в соревнованиях по DS и 4x – когда любой недолет/перелет на верблюде сжирает драгоценные секунды. Посмотрите на BMX-race – как четко парни попадают в приземления – ни сантиметра лишнего полета!

Теперь поговорим о технике приземления. Дерт с пологим приземлением, позволяющий садиться на заднее колесо – ни фига и не дерт. На настоящем дерте приземляться надо носом вниз и, как правило, на переднее колесо. Не спорю, это стремно. Особенно стремно перелететь и войти носом в плоскость. Но что поделать. Есть два способа опустить нос велосипеда вниз. Первый (начинайте с него) – не меняя положения своего тела относительно земли, вытяните вперед руки и подтяните ноги – велосипед примет нужное положение. То есть взлетели, горизонтально летите над столом (и в случае недолета садитесь на стол двумя колесами), когда видите, что дотянули до приземления – распрямляете руки и поджимаете ноги. Все будет хорошо. Некоторые после взлета делают небольшую «свечу» (прижимают руль к себе и распрямляют ноги, опуская заднее колесо вниз), чтобы в случае недолета плюхнуться на заднее, а потом опускают нос. Со стороны выглядит, как покачивание велосипеда во время полет.

Второй способ, «продвинутый» и единственно верный, если вы хотите мочить фишки – нырять вниз самому, то есть не смещаясь относительно байка и не меняя положения рук и ног, «завалиться» вперед, как будто хотите сделать кувырок вперед. Страшно. Опасно. Но надо.

Итак, подводя итог вышесказанному – ваша цель на данном этапе научиться сразу пускать байк по траектории, которая по касательной приведет вас на приземление и при этом дергаться относительно велосипеда в полете вам не придется. То есть взлетели (помните - с распрямленными ногами, это потом будет важно для трюков), дошли до верхней точки траектории, стали падать передним колесом вниз и вкатились в приземление. Только при такой технике вы сможете замутить какую-нибудь фишку (мы говорим о «правильном» дерте с крутым приземлением). Если перед вами маячит дерт-серия, то на приземлении можно для увеличения скорости слегка надавить на велосипед (как на тех же качелях, вспомните).

Научившись уверенно летать, любой «попрыгунчик» рано или поздно доходит до состояния, когда лететь, так сказать, «как колбаска» - скучно и не интересно. Это нормально, и более того – научившись фишкам, простые прыжки (например, на гонке, когда лучше не выпендриваться, чтобы не потерять секунды) будут даваться вам намного легче. К тому же прыжок с даже простым подворотом руля или небольшой «закладочкой» выглядит всегда намного зрелищней обычного. Да и вообще - желание выполнить красивый элемент в полете как-то снижает страх перед прыжком – наверное, потому, что думаешь не о том, как бы не упасть, а о том, что и как сейчас будешь мутить.

Прежде, чем задумываться о фишках, рекомендую внимательно прочитать первую часть и все же натренировать полет по правильной или близкой к ней траектории. С методической точки зрения это очень желательно, но если трюки для вас – первичны, можете разучивать их на трамплине с низким и пологим приземлением, позволяющим садиться как получится. Если чувствуете, что вылетели кривовато, или в начале выполнения фишки что-то пошло не так – не упорствуйте, возвращайте велос в обычное положение и приземляйтесь. Лучше лишний раз разогнаться и прыгнуть как надо, чем зализывать ссадины от падения.

И еще – статьи это, конечно, хорошо, но гораздо больше пользы приносит катание в компании тех, кто умеет больше вас. Смотрите на их движения, анализируйте, повторяйте. Не стесняйтесь задавать вопросы.

Часть вторая. Трюки начального уровня

Bar-turn. (Поворот руля). Определите сторону, в которую вам комфортно поворачивать в полете руль. Мне, например, удобно это делать влево. Попробуйте в полете повернуть руль, но нерезко, чтобы не колбаснуло. Первое время поворот руля может сопровождаться разворотом рамы в противоположную сторону (крутите руль влево – зад велосипеда заносит вправо и наоборот) – это нормально и с тренировками пройдет. Чтобы избежать указанного эффекта, крутите руль нежно, старясь прикладывать к нему минимум усилий, и строго поперек рулевой трубы вилки (именно перекос в направлении силы приводит к развороту рамы). И главное – не забудьте, что вам нужно время, чтобы вернуть руль в нормальное положение перед приземлением! Со временем вы будете поворачивать руль все на больший и больший угол и сможете делать это резко. Рано или поздно конец руля упрется вам в колено и на этом прогресс остановиться. Как перейти от bar-turn к x-up (поворот руля в полете на 180 градусов с перекрещиванием рук), поговорим позже. Bar-turn можете выполнять и с дропов (очень эффектно) и даже при спрыгивании с бордюра.

Kick-out. (занос задней части велосипеда в сторону с одновременным поворотом головы – райдер как-бы оборачивается в полете к своему заднему колесу). Сначала попробуйте просто повращать в полете головой. Только опять же – начинайте постепенно, с небольших углов, а то если сразу назад обернетесь – стопудово так и приземлитесь. Быстро научитесь, это реально просто. Можете выбрать рядом с вашим трамплином какой-нибудь предмет (камень, дерево, или даже зрителя) - и во время полета бросать на него взгляд. Только возвращать не забывайте – когда приземляетесь, надо смотреть вперед. Следующий этап - занесение зада (здесь и далее – зада велосипеда ? ). И тут у каждого своя комфортная сторона. Мне, например, удобней делать kick-out вправо. Вы быстро поймете, какая сторона – ваша. Попробуйте в полете занести ногами зад в сторону. Первый раз почти наверняка не успеете вернуть велосипед обратно и приземлитесь криво. Не бойтесь, это совершенно не страшно! Главное, чтобы руль стоял при касании с землей прямо, а рама может находиться при приземлении под очень большим к направлению скорости углом и все равно вы не упадете. Потом попробуйте совместить поворот головы и занос байка. Увидели свое заднее колесо? Поздравляю! Дальше - только тренировки. С каждым прыжком у вас будет получаться заносить байк все на больший угол. Но чтобы сделать действительно красивый kick-out (близкий к 90-градусному), одного движения ног недостаточно. Надо начинать с отведения в сторону задницы (теперь уже своей), и только потом доводить велос ногами. Можно еще рулем поработать в начале, повернув его слегка в сторону, противоположную выполнению kickout, а потом резко вывернув обратно – это тоже поможет сильно забросить заднюю часть рамы. Красиво будет смотреться, если вы одновременно с kickout выверните в туже сторону руль (вплоть до x-up), но это уже высший пилотаж. Да, и еще – чем более распрямлены у вас в полете ноги, тем легче делается эта фишка.

Accelerator (кручение педалей в воздухе). Тут и сказать нечего – взлетели, крутанули педали (лучше на один или несколько полных оборотов) – приземлились. Начинайте тренировать с плавного вращения, чтобы не заколбасило от давления на педали. Не успели педали поставить параллельно земле – плевать, приземлиться можно как угодно, главное руль крепко держать. Реально круто покрутить педали за один полет сначала вперед, а потом – назад.

Table-top (велосипед кладется как можно горизонтальней с одновременным поворотом руля в ту же, что и заклада, сторону). Определите, в какую сторону вам удобней закладывать байк. Саму «закладку» можно выполнять руками или ногами. Руками – смотрится хоть и красиво, но идеологически неверно (сильно не заложить). Учитесь сразу делать ногами. Посмотрите внимательно на фотки в журналах, где крутыши типа Брайна Лопеса тейбл мочат и внимательно - на их ноги. Ноги надо поджать под себя, при этом колени отвести немного влево (если байк кладется вправо), а то, что ниже колен (голени) - вправо. Руками вообще ничего при этом делать не надо - разве что руль повернуть (вправо, если байк вправо кладем). Конечно, сразу хорошо не получится - велос будет отколоняться на очень небольшой угол. Но ничего, тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Главное, сразу про руль не забывайте. Заложили велик ногами, а руками руль повернули. Пусть чуть-чуть, но главное, сразу правильный комплекс движений формируется. И тренироваться!

One hander (отпускание одной руки). Может, эту фишку и нельзя относить к начальным, но почему-то именно ее я разучил первой. Начинайте с того, что взлетев, подумайте (и не более!) о том, что отпустите руку. Сначала эта мысль будет вызывать просто панический ужас. Как привыкнете - попробуйте слегка (!) ослабить хватку грипсы левой рукой. Ни в коем случае не бросайте сразу руль – обратно не схватите. На следующий прыжок – отпустите пальцы, не снимая ладонь с руля. Давление ног на педали слегка ослабнет – будьте к этому готовы. С каждым прыжком постепенно увеличивайте расстояние между рукой и рулем, не теряя чувство уверенности, что перед приземлением успеете вернуть руку на место. Вообще говоря, успешно приземлиться можно и с одной рукой, но лучше до этого не доводить. Есть еще опасность – когда будете обратно хватать руль, случайно не схватите вместе с ним тормозную ручку – приземляться на заторможенное переднее колесо (именно оно управляется левой ручкой) – совсем не весело. Путем тренировок вы научитесь отводить руку вертикально вверх - следующим шагом попробуйте хлопнуть себя по правому плечу, или по заднице. Или схватить раму (первый шаг к трюку seat grab). Еще можно указать в полете на что-нибудь, помахать рукой зрителям, повернув к ним голову или показать им средний палец - вариации ограничиваются только вашей фантазией. Красиво также, отпустив одну руку, другой сделать bar-turn. Если все это надоест, поэкспериментируйте с правой рукой – ее отпускать в полете куда как стремнее.

One footer (снимание с педали одной ноги). Особых заморочек нет – в полете перенесите вес на одну ногу. При этом шатуны прокрутятся на 90 градусов и станут перпендикулярно земле. Это нормально, препятствовать прокручиванию зажиманием заднего тормоза не стоит. Следующий этап – собственно «отпускание» педали. Первое время будете приземляться с одной ногой в воздухе – ничего страшного, завалиться не должны. Потом научитесь возвращать ногу на педаль и даже прокручивать до приземления шатуны обратно к горизонтальному положению. Снятую ногу можно отводить в сторону, можно – вперед, а можно и быстро перебросить туда-обратно через раму (трюк называется can-can – я его делать еще не пробовал).

В третьей части поговорим о X-UP, seat-grab и wheel-kiss. А на сладкое оставим 180 и nohander`ы (обычный, suicide и nohander-landing).

Часть третья. Трюки среднего уровня

X-UP (поворот руля на 180 градусов). У вас уже получается уверенный 90-градусный bar-turn? Тогда пора думать о большем – X-UP ждет вас. Перед разгоном проверьте, что руль спокойно может вращаться на 180 градусов - не цепляется за седло, а тормозные ручки не входят в контакт с рамой. Конечно, X-UP проще делать с относительно коротким рулем, но и длинный не помеха – весь вопрос в тренировках. Чтобы руль не задевал за колени – вылетайте с прямыми ногами, кроме того, можно слегка «отклячиться назад». Не бойтесь, что не успеете вернуть руль в нормальное положение до приземления – момент, когда пора «вертеть обратно» очень хорошо ощущается. Хороший X-UP получается только путем долгих тренировок, когда с каждым прыжком вы буквально по градусу увеличиваете угол. Помимо дерта, можно делать X-UP в серфе или просто выдернув переднее колесо. Только не пробуйте X-UP landing – устанете кувыркаться.

Seat-grab (захват седла одной рукой с одновременным bar-turn другой рукой). Чтобы пробовать seat-grab, надо уметь one hander. Отпуская руку в полете, хватайте ей раму за верхнюю трубу – с каждым прыжком все ближе к седлу. Когда почувствуете седло, переходите к следующему этапу – теперь в полете не просто отпускайте руку и тяните ее себе между ног, но и смещайтесь назад, выпрямляя руку, которая держит руль, сгибая ноги в коленях и практически садясь на заднее колесо. При этом рука, держащая руль, сама его (руль) и повернет.
Wheel-kiss (райдер ставит велосипед практически вертикально, сгибается и «целует» свое переднее колесо). Фишку надо начинать мутить еще на вылете. Непосредственно после отрыва переднего колеса, отклоняйтесь назад, а когда оторвется заднее – распрямляйте ноги от себя (только осторожно – если переусердствовать, можно приземлиться на спину!). Резко тяните руль к себе (он ударит вам по ногам – ничего страшного) и наклоняйтесь в поясе вперед. Будьте внимательны, чтобы не сесть на склон в такой позе – завалитесь назад! До приземления надо принять обычное положение, для этого отведите руль и руки от себя, а ноги – подожмите.

Часть третья. Высший пилотаж.
180 (разворот вместе с велосипедом в воздухе на 180 градусов). 180 надо, разумеется, делать со столом (и приземляться на стол). Хорошо бы предварительно научиться ездить назад – тогда, сделав 180, можно было бы попытаться съехать с трамплина задом. На маленькой скорости (чуть большей, чем необходимая для простого заезда на вылет) подъезжайте к трамплину и сильно дергайте велосипед в верх – вам надо максимально взлететь при минимальной горизонтальной скорости (чем больше последняя, тем больнее падать при «недовороте»). Почувствовав, что заднее колесо оторвалось от вылета, закручивайтесь. Как - объяснить сложно, попробуйте попрыгать на месте и покрутиться без велосипеда и сами поймете. Хорошо закрутиться помогает движение головы – крутите ей с опережением и тело само последует за взглядом. Также можно на вылете дать небольшое «контрсмещение» - если собираетесь вращаться против часовой стрелки (комфортное направление, как обычно, у каждого свое), то заезжайте на вылет по дуге - справа налево. Если не умеет ездить назад – блокируйте в полете тормоза и приземляйтесь на заторможенные колеса. Во время обучения 180 попадать, покоцать байк, себя и трамплин придется неслабо. Будьте к этому готовы. Научитесь 180 – крутите сильней и сделаете 270, а там и до 360 недалеко.
NoHander (отпускание в полете обеих рук). Внимание! Не пытайтесь отпускать обе руки, не зажав коленями седло! Больно упадете – проверено неоднократно. Освоение Nohander следует начинать с зажимания седла. Прыгнули – свели колени. Если колени стукнулись друг о друга, промахнувшись мимо седла - учитесь вылетать с более прямыми ногами и мимо седла не промажете. Можно зажимать вместо седла раму (особенно если у нее ростовка дюймов 17), но это не так красиво смотрится, да и идеологически – надо делать все правильно. Седло следует зажимать уже в полете – не пытайтесь делать это на вылете! Отпускание рук начинайте только после того, как научитесь до автоматизма зажимать седло. Руки отпускайте как при обучении nohander – сначала ослабьте пальцы, потом разожмите и т.п. Действуйте последовательно. Еще одна специфичная опасность – когда возвращаете руки на руль, не суетитесь. Можно так со страху ударить по рулю, что выбьете его сами у себя из рук. Не забывайте так же о том, что нельзя хватать вместе с рулем тормозные ручки. Вообще, nohander фишка очень непростая, но зато зрелищная. Тренируйтесь зажимать седло и бросать руки одновременно – если делать последовательно (сначала зажать седло, потом отпустить руки), то может не хватить времени. Важно надрючить движения до автоматизма, тогда даже на небольшом вылете успеете бросить руль.
Suicide nohander (nohander с хлопком руками за спиной). Переходите к этому трюку после того, как научитесь уверенно делать обычный Nohander и разводить руки в стороны. В один прекрасный момент надо заставить себя не разводить руки в стороны, а резко отвести их на зад, за спину – пусть пока и без хлопка. Первый раз это очень страшно, но потом понимаешь, что времени на это требуется не больше обычного. Фишка больше на крепкие нервы, чем на технику.
Nohander landing (приземление без рук). Очередная тема на тренировку психики. Можно сколько угодно уговаривать себя, что падать невысоко и не больно, но не ставить руки на руль, когда велосипед падает на приземление – очень непросто. Но к делу. Сначала надо освоить nohander и езду по плоскости на велосипеде без рук (когда направление движения контролируется наклоном тела) Приземление без рук выполняется на пологих приземлениях (в случае крутого вы будете слишком быстро набирать скорость и без рук потеряете контроль). Чем плавнее вы «вкатитесь» в приземление, тем мягче будет посадка, меньше удар и, соответственно, меньше вероятность, что руль уйдет в сторону. Взлетели – видите, что не ударитесь об горб задним колесом, что приземлитесь на два - зажимайте седло коленями, бросайте руль, разводите руки в стороны (так проще держать равновесие) и ждите посадки. Сели – не торопитесь хватать руль – прокатитесь несколько метров по земле без рук- это очень эффектно. Не бойтесь, даже при ударе задним колесом о горб можно спокойно приземлиться без рук. Представьте физику процесса – когда вы летите без рук, ваш вес вынесен за седло и при ударе о землю возникает момент, разгружающий переднее колесо.
Пробуйте! И не забывайте про крепкий шлем.

Категория: Мои статьи | Добавил: buga (2006-11-25) | Автор: богдан
Просмотров: 2205 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 3
3  
хрень полная статью удалите
angry

2  
biggrin

1  
Так, справочная информация никогда не бывает лишней!
Обязательно изучу на досуге. Катаю стритей, но теперь все подумают что я дёртджампер. deal

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории каталога

Мои статьи [3]

Друзья сайта

Суббота
2018-06-23
4:46 PM


Copyright MyCorp © 2018


На сайте всего: 1
Туристов: 1
Юзеров: 0